Часть
4.4. Как отказ
клапана на "Восходе-2" чуть не привел к аварии.
Убедительный
пример того, как осторожно надо относиться к вполне естественному
процессу
замены отдельных блоков и агрегатов космических систем, приводит
академик
Б. В. Раушенбах. В 1965 году в конце полета космического корабля
«Восход-2»,
при котором А. Леонов вышел в открытый космос, автоматика прервала
посадочный
маневр в связи с выходом из строя системы управления ориентацией, и
посадка
оказалась невозможной. «Этот отказ не имел трагических последствий
только
потому, что на корабле была предусмотрена возможность не только
автоматического,
но и ручного управления, и корабль был посажен в следующем витке, -
пишет
Б. В. Раушенбах. – Послеполетный анализ показал следующее. На корабле
«Восход-2»
были установлены новые клапаны, приводящие сжатый азот к двигателям
ориентации,
новой по сравнению с применявшимися ранее конструкции. Они, по сути,
ничем
не отличались от старых, просто в них были внесены улучшения,
повысившие
их надежность. Само собой разумеется, что клапаны прошли полный цикл
испытаний.
Более того, они уже успешно применялись на других космических
аппаратах.
Поэтому никаких сомнений в их работоспособности не было, да и в этом
полете
они работали прекрасно – ведь ручное управление в конечном итоге
использовало
эти же клапаны.
Улучшенная конструкция клапана характеризовалась несколько другими
скоростями
движения составляющих его элементов. Хотя разница эта представлялась
пренебрежимо
малой (времена срабатывания отличались на миллисекунды), в реальном
полете
эти миллисекунды сложились так, что автоматика восприняла подобные
изменения
как опасную неисправность и прервала процесс управления ориентацией.
Управляющие
системой ориентации команды перестали проходить дальше, к клапанам.
Устранение этой досадной неисправности свелось к простейшему изменению
регулировки одного из блоков автоматики, однако важно другое –
возможность
опаснейшего отказа не была обнаружена в многочисленных наземных
испытаниях,
а проявилась только в полете, при работе в реальных условиях».
Пилотируемый космический корабль «Восход» был относительно простой
системой
по сравнению с кораблями серии «Шаттл». Но даже сложность конструкции и
программа управления полетом «Челленджера» не идут ни в какое сравнение
со сложностью конструкций космических боевых станций и программного
обеспечения
космической системы «звездных войн». |
.
Коллаж,
созданный в
Adobe Photoshop. Полный архив коллажей такого типа находится
здесь.
|
|
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
Десятилетия научных исследований.
Часть
1.1. Оглядываясь назад.
Часть
1.2. Необходимость пересмотра оценок последствий.
Часть
1.3. Хибакуся - выжившие жители Хиросимы и Нагасаки.
Часть
1.4. Типы радиоактивного заражения в
Хиросиме и
Нагасаки.
Часть
1.5. Характеристики взрывов и ущерба.
Часть
1.6. Исследования 70-х годов XX в.
Часть
1.7. Отчеты и доклады.
Часть
1.8. Исследование ООН физических последствий ядерного взрыва.
Часть
1.9. Ядерная война - высшая степень сумасшествия.
Часть
1.10. Всех без исключения людей на Земле уничтожить невозможно!
Часть
1.11. Опасные иллюзии.
Часть
1.12. Сумерки в полдень.
Часть
1.13. Выбор цели имеет значение.
Часть
1.14. Давно известные атмосферные последствия.
Часть
1.15. Первичная радиация.
Часть
1.16. Роль ядерных электростанций во время ядерной войны.
Часть
1.17. Что хуже: взрыв ядерного заряда или разрушение блока АЭС?
Часть
1.18. Почему так важен озон?
Часть
1.19. "Отец" водородной бомбы.
2. «Ядерная
ночь» и «ядерная
зима».
Часть
2.1. Крупномасштабные пожары в истории человечества.
Часть
2.2. Городские пожары XX в.
Часть
2.3. Огненный шторм. Городские и лесные пожары.
Часть
2.4. Запасы горючих материалов и выход дыма.
Часть
2.5. О подьеме дыма: тропосфера или стратосфера?
Часть
2.6. Механизмы, способствующие подъему дыма.
Часть
2.7. Жизненный цикл дыма в атмосфере.
Часть
2.8. Осадков станет меньше.
Часть
2.9. От "ядерной ночи" к "ядерной зиме".
Часть
2.10. Парниковый эффект атмосферы.
Часть
2.11. О перестройке атмосферной циркуляции.
Часть
2.12. Радужные перспективы сбора урожая после ядерной войны.
Часть
2.13. "Сверхубийство".
3.
Дальнейшая разработка
проблемы.
Часть
3.1. Воздействие "ядерной зимы" на тропики.
Часть
3.2. Биосфера Земли не выдержит ядерного конфликта.
Часть
3.3. Биологические последствия "ядерной зимы".
Часть
3.4. Первые месяцы после ядерной войны.
Часть
3.5. Дополнения к апокалипсической картине.
Часть
3.6. Знакомство с "ястребом".
Часть
3.7. Анализ статьи Э. Теллера.
Часть
3.8. Так сколько все-таки будет дыма?
Часть
3.9. Процесс образования осадков будет ослаблен.
Часть
3.10. А как ведут себя частицы на Марсе?
Часть
3.11. Глобальное задымление атмосферы - реальность!
4. Уроки
«Челленджера»
и Чернобыля..
Часть
4.1. Война может начаться непреднамеренно.
Часть
4.2. Предыстория трагедии "Челленджера".
Часть
4.3. "Однажды эта штука взорвется..."
Часть
4.4. Как отказ клапана на "Восходе-2" чуть не привел к аварии.
Часть
4.5. Система СОИ.
Часть
4.6. Знакомство с Чернобыльской
АЭС.
Часть
4.7. Краткая хронология развития аварии.
Часть
4.8. Взрыв 4-го блока Чернобыльской АЭС.
Часть
4.9. Причиной аварии стал человеческий фактор.
Часть
4.10. Противоаварийные мероприятия. Заключение.
|
|